neprohogi (neprohogi) wrote,
neprohogi
neprohogi

Category:

БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ОБМАН США: ИСТОКИ. ГЛАВА 19. ПРОГРАММА ЭПАС : УЧАСТИЕ СССР В АМЕРИКАНСКОМ ОБМАНЕ

http://www.manonmoon.ru/articles/st209.htm
Что осталось за рамками исследования Попова А.И. в книгах, которые процитированы в этой главе? Например в книге Сыромятникова Владимира - "100 рассказов о стыковке" есть масса замечательной информации. Нас интересует, за чей счет был устроен этот "дорогостоящий банкет"? Да и хотелось бы узнать, а использовался ли АПАС -стыковочный узел в официальном проекте ЭПАС в дальнейшем?
Были ли смысл устраивать это шоу? Какую конкретно пользу дал этот проект для советской, российской космонавтики?
И Сыромятников, который не на минуту не сомневался в реальности проекта, не может ответить на эти вопросы:
В.С. Сыромятников. «100 рассказов о стыковке», М. Логос, 2003. Раздел 2.17. Миссия.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/syromatnikov/100/01.html
https://royallib.com/book/siromyatnikov_vladimir/100_rasskazov_o_stikovke.html
http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A1/siromyatnikov-vladimir-sergeevich/100-rasskazov-o-stikovke
"Не раз мне приходилось слышать, что ЭПАС ничего не дал ни нашей советской космонавтике, ни американской астронавтике, что он был лишь политическим цирковым представлением. Пилотируемые космические полеты — это очень дорогие представления, и если уж их устраивать (а это отдельный вопрос), то это надо делать всем миром. Фактически, это стало ясно всем только много лет спустя.
Что же действительно дал экспериментальный проект «Союз — Аполлон» обеим странам — СССР и США, всей пилотируемой космонавтике? Ответить на этот вопрос непросто, прежде всего, потому что результат складывался из нескольких составляющих: технической, политической и даже социальной. Полностью осветить даже одну техническую сторону, наиболее близкую мне, инженеру, тоже непросто, для этого необходимо привлечь более широкий круг специалистов. Тем не менее, решившись описать дела и события, связанные с ЭПАСом, я должен сделать выводы. Этому научила меня творческая инженерия, мой технический фундамент. Кроме того, вторая часть рассказов о последующих этапах моего пути в космонавтике в большой мере связана с описанными делами и событиями, ставшими своеобразным мостиком между двумя периодами холодной войны и новым периодом кооперации 90–х годов.
ЭПАС оказался весьма длительным и дорогостоящим проектом. Он стоил нашей головной организации НПО «Энергия», ближайшим смежникам и космической отрасли в целом огромных средств. Трудно подсчитать все прямые и косвенные расходы, затраченные на проект. Деньги на космонавтику и «оборонку» в СССР считать было не принято, да и практически невозможно — объективных, не искаженных показателей не существовало. Однако такие факты, как пять лет напряженной работы тысяч высококвалифицированных специалистов, пять летных кораблей и ракет–носителей, большое число макетов и моделей, 17 только одних АПАСов, огромное число других приборов и подсистем, говорят сами за себя."
А ведь есть информация, что эти стыковочные узлы все-таки пригодились Но не сразу, почему то. Пригодились, якобы, для стыковки американских шаттлов с МКС.
"Стыковочный узел АПАС-75, Андроги́нно-перифери́йный агрега́т стыко́вки (АПАС) — космический стыковочный механизм, используемый на Международной космической станции. Использовался для стыковки челноков Шаттл и для соединения функционально-грузового блока («Заря») с герметичным стыковочным переходником (PMA-1)"
Видимо автор этой публикации не описывал в своей книге период работы МКС и поэтому не смог ответить, а зачем все это было нужно?
И еще одно признание инженера:
"Конечно, программа «Аполлон» 60–х годов была чудом, как в целом, так и в организации всех работ."
Чудо это то, чего в реальности не существует! И еще любопытный момент, коллектив, создавший АПАС, если верить мемуарам Сыромятникова , не получил государственных наград. Им выдали 2500 рублей на каждого, в виде Ленинской Премии:
"Ленинская премия стала для меня первой и последней высшей государственной наградой. Поэтому она дорога мне. На всю оставшуюся жизнь.....
Ленинская премия не принесла нам ни избытка славы, ни особых привилегий. Мы получили по 2,5 тысячи рублей, и это было больше, чем обычно получала традиционная шестерка лауреатов, ведь нас осталось только четверо"
Как же так? Где орден Ленина на грудь и Звезда Героя Социалистического Труда за такой проект? Почему же их не наградили за создание уникального стыковочного узла? Автор и сам не может понять и его обида сквозит, "между строк" на такую несправедливость. Он же не мог знать, что в реальном космосе этот АПАС не не использовался. Значит и награждать особо не за что! Видимо так посчитали Руководители КПСС и СССР, поэтому никаких наград, только премиальные.
Сыромятников никак не мог понять, что случилось, почему же его не наградили, орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда Героя Социалистического Труда"?
А ведь он действительно заслужил такие награды. Если верить его биографии, он был "отцом отечественной космической стыковочной техники":
"Владимир Сергеевич Сыромятников (7 января 1933, Архангельск — 19 сентября 2006, Москва) — советский и российский учёный в области инженерных наук, основоположник космической стыковочной техники, конструктор, доктор технических наук, профессор.
Действительный член Российской академии космонавтики и Международной академии астронавтики. В мае 2006 года был избран членом-корреспондентом Российской академии наук. Владимира Сыромятникова вполне заслуженно называют «отцом отечественной космической стыковочной техники». По мнению академика Бориса Чертока:
«…без преувеличения можно говорить о „школе Сыромятникова“ — школе, которая своими стыковочными агрегатами соединяет космические сооружения России, Америки и Европы».
Наградили Сыромятникова В.С. много позже 5 июня 2001 года за большой вклад в создание и запуск служебного модуля «Звезда» по программе МКС и многолетний добросовестный труд Сыромятников награждён орденом Дружбы. Это была награда за МКС, а не за ЭПАС.
Стыковочный узел АПАС был действительно гениальным изобретением и не вина конструктора, что в 1975 году эта выдающаяся технология не пригодилась в реальности. Автор ее естественно не знал об этом и не мог понять, почему он остался без наград.
Subscribe

  • ГЛАВА 6. ПЕРВЫЕ «СКРОМНЫЕ» ШАТЛЫ

    Еще один «скромный» полет: „STS-8 — третий космический полёт МТКК «Челленджер», восьмой полёт по программе «Спейс шаттл». Вывод на орбиту…

  • ГЛАВА 6. ПЕРВЫЕ «СКРОМНЫЕ» ШАТЛЫ

    Кадр справа, показано двумя указателями формы выбросов раскаленного газа. Такое событие происходит в плотных слоях атмосферы. До высоты 45…

  • ГЛАВА 6. ПЕРВЫЕ «СКРОМНЫЕ» ШАТЛЫ

    Cледующий «скромный полет»: «STS-9 — шестой космический полёт МТКК «Колумбия», девятый полёт по программе «Спейс шаттл». Основная задача — вывод на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments