?

Log in

No account? Create an account

БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ОБМАН США

Previous Entry Share Next Entry
БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ОБМАН США: ИСТОКИ. ГЛАВА 20. СТАТЬИ И КНИГИ ГОСТЕЙ САЙТА ПОПОВА А.И.
neprohogi
http://www.manonmoon.ru/articles/st65.pdf
Страница 49
Автор рассмотрел проблему образования большого количества копоти, которое наблюдалось при работе Фи1 на испытательном стенде, и которое издалека не было видно при старте ракет "Сатурн-=5":
"Вдув газогенераторного газа в закритическую часть сопла F-1
В двигателе F-1 применялся тангенциальный вдув газа в закритическую часть сопла в сечении с расширением 1/10, что видно по большому количеству копоти, вылетающей из сопла. "

Оказалось, что и здесь все не так радужно, как можно было себе представить. Образование скачков уплотнения в местах вдува это действительно проблема и ее решить не так просто, японцы пытались при создании своего двигателя что-то сделать, но у них ничего не получилось:
Страница 50

"Кроме того, известно, что вдув газа (впрыск жидкости) в критическую часть сопла в любом случае (радиальный или тангенциальный) вызывает появление скачка уплотнения в местах вдува (к завесному охлаждению в дозвуковой КС это не имеет никакого отношения). В твердотопливных ракетах это используют для управления вектором тяги
113, так как локальный скачок вызывает повышение давления в данном месте и, соответственно, создает управляющую силу, перпендикулярную вектору тяги."
На этом по проблеме вдува газа в закритическую часть сопла, проблемы Фи1 не заканчиваются, и это тоже мало известный, но очень забавный факт- аномальное воздействие на степень расширения и удельный импульс Фи1:
Страница 51.

"Кроме того, в F-1 коническая система скачков, вызванная вдувом большого объема газа в закритическую часть сопла и распределённая по периметру сечения сопла, однозначно сужает сечение сверхзвукового потока ниже по потоку, искажает степень расширения сопла, уменьшает удельный импульс (см. цитату выше), делает бессмысленным профилирование соплового насадка за местом вдува и, в результате, неизвестно, какая реально степень расширения и удельный импульс был у F-1".
Если сравнивать эту систему вдува, то здесь опять образуется сюрприз, обнаруженный автором. Оказывается такая система вдува газа была у ЖРД Н1, но она там использовалась ...для зажигания смеси:
"Кстати, похожая схема вдува газогенераторного газа на срезе сопла применяется у Н-1, но к охлаждению отношения не имеет, а служит для зажигания смеси. "
Упрекнуть автора в том, что он это выдумал невозможно. Имеются ссылки на конкретные американские источники. Перепутать систему зажигания смеси и систему вдува газа для охлаждения даже американские "технические писаки" не могли при любом раскладе!
Пытались повторить "успехи" НАСА и "Рокетдайн" специалисты из России, результат более чем сомнительные:
Страница 52

"выводы, сделанные диссертантом А.Л.Воиновым (120 ) и его реклама «американской технологии» выглядят крайне сомнительными".
Здесь с автором спорить невозможно, благо он прав!
На странице 53, автор приводит корнкретную цитату американских специалистов, которые признают преимущество советской системы:

"Нужно также отметить, что американцы используют открытую схему «не от хорошей жизни», а по причине недостаточной освоенности этой сложной технологии, особенно для кислород-керосиновых двигателей, у которых газогенератор должен работать на окислительном газе во избежание выпадения сажи"
И надо добавить, что со стороны никакого значительного выброса сажи в самый первый момент, в начальный период старта "Сатурн-5" не наблюдалось. В этом не трудно убедиться, просмотрев все старты указанной ракеты. На самом деле двигатель Фи1 был заменен на какой-то другой двигатель, которые не коптил так сильно. Выбор для замены небольшой, Он единственный: ЖРД Н-1.